Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было "создано" первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. До н.э.), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родосский и маяк на острове Форосе (III в. до н.э.). Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой.
Египетские пирамиды
Пирамиды - неподвластны времени и наиболее загадочные и таинственные из того что осталось нам от предков. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся от современного Каира до Фаюмского канала.
Древнейшая - пирамида фараона Джосера - воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Высота пирамиды 60 метров. Строителем первой пирамиды был архитектор, врач, астроном, писатель, советник фараон, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, в его честь были возведены храмы и статуи.
Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей которой они поднимались на небо. Поэтому древние пирамиды были ступенчатыми, а в более поздних - стены гладкие. Почему изначально пирамиды строили с лестницами а затем без, до сих пор остается загадкой.
Археологи насчитали 80 пирамид, но не все они сохранились до наших дней. Самые известные из них - три большие пирамиды близ Гизы Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура).
Самая большая пирамида - пирамида Хеопса. была сооружена в XXVIII в. до н.э. зодчим Хемуином Первоначально. Она поднималась на 147 метров, но через нанесение песка ее высота уменьшилась до 137 метров. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, или если быть точными, одна сторона длиннее других на 20 сантиметров, то есть ошибка всего в 0.09%. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метров. Пирамида Хеопса состоит из чти сплошной каменной кладки, внутренние помещения занимают не более 4% общей площади.
Пирамида состоит из двух миллионов трехсот тысяч кубических блоков с гладко отшлифованными сторонами. По словам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид Гизы хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Было подсчитано, что каждый блок весит в основном 2,5 тонны, а самый тяжелый - 15 тонн. Общий вес пирамиды составит около 5.7 миллиона тонн. Камни уложены без связующего материала. Блоки настолько тщательно пригнаны друг к другу что щели между ними не более пяти миллиметров.
Такая искусная работа каменотесов, требующая точности, не примитивного, а сложного набора инструментов, а также использование тяжелой техники вызывает у современного человека удивление. Ведь она выполнена в основном каменными орудиями без использования сложного технического оборудования. Исследователи, пытавшиеся выяснить, каким образом древние строители смогли построить такое грандиозное сооружение, да еще не просто воздвигнуть, а придать ей правильную геометрическую форму, оказывались в тупике. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказывается мнение, что пирамиды, эти колоссальные сооружения, построили ... инопланетяне.
Среди множества предположений, высказываемых по поводу строительства пирамид, наконец появились более-менее умные. Сегодня считают, что пирамиды, вероятнее всего, строились следующим образом. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонкозернистого известняка. В скале обозначали границы будущего блока, затем вдоль этих границ выдалбливали глубокую канаву, а в нее забивали клинья из сухого дерева, которое обливали водой. Дерево разбухало, увеличиваясь в объеме, трещина расширялась, и, наконец, монолит отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами из камня, меди и дерева, пока она не приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых неиспользованных блоков. Как выяснилось, это бракованные блоки.
Обработанные блоки на лодках перевозили на левый берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге, на строительство которой ушло 10 лет. Это строительство, по словам Геродота, было лишь немного проще по конструкции пирамид Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали, используя для этого камень и песок.
Пирамида возводилась на коренном известняковом массиве, расчищенном от наносного песка и гравия. Геродот утверждает, что сооружение пирамиды длилось 20 лет. Во время ежегодных разливов Нила крестьяне невольно освобождались от сельскохозяйственных работ, поэтому их труд использовался в строительстве. По приблизительным подсчетам над сооружением пирамиды работало непрерывно в течение каждых трех месяцев по 100 тысяч человек. Английский археолог Флиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца в году, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет.
Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъема около 15 °. По мере того как сооружалась пирамида, насыпь удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что этими насыпями камень тащили на деревянных санях. И действительно, археологи обнаружили остатки таких саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство заканчивали, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками.
Пирамиды - самое знаменитое архитектурное сооружение в мире. С инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы, сложенные людьми. Однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами, переживших тысячелетия.
Висячие сады в Вавилоне
В 90 километрах от Багдада находятся руины Вавилона. Хотя древний город давно перестал существовать, о его былой грандиозности свидетельствуют руины, которые можно увидеть сегодня.
В VII в. до н. э. Вавилон был самым большим и богатым городом Дальнего Востока. Много странных сооружений было в Вавилоне, но больше впечатляли Висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендою. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии, по крайней мере об этом же рассказывают Диодор и другие грецкие историки.
Семирамида - Шаммурамат - историческая особь, но жизнь ее легендарна. По преданию, дочь богини Деркето Семирамида росла в пустыне. Потом ее увидели пастухи и отдали смотрителю царских черед Симмасу, который воспитал ее как родную дочь. Царский воевода Оанн увидев девушку - женился на ней. Семирамида была очень красивая, умная и отважная. Она очаровала царя, который отнял ее у воеводы. Оанн избавил себе жизни, а Семирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола, хотя у них был сын Ниний. Она построила царский город Вавилон с мощными стенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и дивный храмом Бэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загросского цепи в Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царским дворцом, а воду к столице провела через туннель издалека горных озер. Двор Семирамиды блистал великолепием. Нинию надоела бесславная жизнь, и он организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сыну власть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаей голубей. С этого времени ассирийцы начали уважать ее как богиню, а голубь стал для них священной птицей.
Однако знаменитые висячие сады были разбиты не Семирамидой и даже не в час ее царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для любимой жены Амитис - мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне зазеленел холмами Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Он превратил столицу на неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена, роскошью.
Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпных террасах, которые опираются на свод, были разбиты висячие сады. Арки поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли собой сложную постройку. В их основе лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Потом шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни даже большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений.
У повозках, запряженных быками, в Вавилон привозили деревья, завернутые в мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов. Постепенно выросли удивительные сады и распустились прекрасные цветы. Для выращивания зелени день и ночь сотни рабов подавали в кожаных мешках воду из Евфрата.
Прекрасные сады с редкими деревьями, красивыми душистыми цветами и прохладой в знойном Вавилоне и были поистине чудом света. В июне 323 г. до н. э. в комнатах нижнего яруса этих садов провел свои последние дни Александр Македонський.
Висячие сады были разрушены постоянными наводнениями Евфрата, который во время паводка поднимались на 3-4 метра. Древний Вавилон давно перестал существовать, но легенда о неповторимых сады города живет и сегодня.
Храм Артемиды
В VI в. до н. э небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес. Город был основан в XII в. до н. э на западном побережье Малой Азии в Карии. Покровительницей города была Артемида - дочь Зевса и Лето, сестра-близнец златокудрый Аполлон. Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, защитницей целомудрия и охранницею породилей, а также богиней Луны. Вполне естественно, что горожане решили построить в честь своей покровительницы величественный храм. Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Эфесцы проводили крупные ростовщические операции-ссужали деньги под большие проценты - поэтому старейшины надеялись, что новая сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.
Над составлением проекта и строительством храма работал известный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построить мраморный храм, который будет опоясывать двойной ряд колонн. Предложение было принято, но возник вопрос - где брать мрамор? Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недалеко от Эфеса. Два бараны решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о сколу. Причем так, что от нее отлетел осколок ослепительной вещества. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась исторической. Удивленный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, и побег. Радостные горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью - Евангелием, что значит «тот, кто принес благую весть».
Строительство храма затянется на 120 лет. Одной из причин такого длительного строительства оказалось то, что храм решили возводить недалеко устье реки: Каистра, где была очень болотистая почва. Думали, что мраморный храм в этом месте ослабит толчки землетрясений, которые часто происходили на побережье Малой Азии, почву посыпали толченым углем, который тщательно утрамбовывали.
Мраморные колонны перевозили из каменоломен, находившихся в 12 километрах от места закладки храма. Колеса тележек вязли в топкие земли. Тогда Карсифрон предложил остроумный способ выравнивания почвы. В конце колонны привлекали железные стержни. Затем прикрепили долгие жердины, впрягли быков. Колонна, превращенная в своеобразное колесо, покатилась топкой дорогою.
При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения здания было еще далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона, архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. Впереди ждала работа еще сложнее: нужно было положить архитрав на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить ее капитель. Как и отец, Виетаген остроумно разрешил возникшую трудность: на вершине колонны положили мешки песком, на них осторожно опустили балки, под ихним весом песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на свое место.
Метаген тоже не успел достроить храм, и это выпало архитектору Шеониту и Деметрию. В 550 г. до н. э., когда легкое и утонченное бело-мрамурное здание с великолепной отделкой открылось взглядам современников, он вызвал удивление и восхищение.
Святилище было огромным, длиной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него шли два ряда каменных колонн высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127. Двускатная крыша была из мраморных плит.
Прошло почти 200 лет. В 356 г, до н. э. житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра Македонского. Храм сильно пострадал: обгорели деревянные конструкции, треснули балки перекрытий и колонны. Жители Эфеса решили возобновить храм. И для его реставрации собрали свои сбережения и драгоценности, их поддержали жители других городов Малой Азии. Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по реконструкции храма, но при условии, что в храме высекут надпись, отдает должное его заслуги. Эфесцы мотивировали свой отказ тем, что «богу» нельзя сооружать храмы другим богам.
Реставрацией храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ. Во время работы он внес определенную смену: поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над зданиями, которые выросли вокруг него за последние столетия.
Из середины храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся грецкие скульпторы и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал известный афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн-другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. Неудивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.
Археологи, что интересовались храмом Артемиды, на месте здания ничего не нашли. В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Остаточной уничтожили болотистая почва, постепенно поглотил дом, и река Каистра, что покрыла сооружения наносами. Археологам и архитекторам нужны были десятилетии, чтобы воссоздать первоначальный облик одного из чудес света.
Статуя Зевса в Олимпии
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, где поклонялись верховному богу Зевсу, местом проведения посвященных ему Олимпийских игр. Это был крупнейший культурный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии сложился в основном в VII-IV вв. до н. э. Здесь были возведены великолепные храмы богов, в одном из которых и находилось одно из семи чудес света - огромная и прекрасная статуя Зевса.
Статуя Зевса была создана гениальным древнегреческим скульптором Фишем (Примерно 500-430 г. до н. э). Это был не только выдающийся скульптор, но и талантливый архитектор, живописец, мыслитель. Как свидетельствуют древние автора, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие богов. Такой была, пожалуй, и статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала, длина которого составляла 64 метра, ширина - 28, а высота - около 20 метров.
14-метровый Зевс восседал на троне, сделанном из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало сюжетов из эллинской мифологии, воплотил фигуры вполне реальных людей. Сама статуя Зевса сделана из золота и слоновой кости. Драгоценные пластинки искусно крепились на специальном деревянном каркасе. Зевса украшал венок из оливкового ветви - знак, миролюбия грозного Бога. В одной руке Бог кричал золотую статую крылатой богини победы Ники. Другой опирался на скипетр, завершающийся фигурой орла. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса быть вылеплены из золота. Статуя казалась живой вот-вот Зевс поднимется с трона.
Впоследствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь во дворец Императора Феодосия II. В V веке дворец сгорел, а с ним языки пламени уничтожили и гениальное творение - Статуя Зевса исчезла.
Галикарнасский мавзолей
В Галикарнасе, столице небольшого Карийского государства в Малой Азии был создан один из самых грациозных памятников греческой архитектуры поздней классики.
Галикарнас был крупным торговым портом, хорошо укрепленным самой природой. Вдоль гавани пролегала рыночная площадь, далее вверх через центр изгиба и его обрамления буча проложена широко развернутая улица, «Посредине которой был построен Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе что он входил в семи чудес света ». - записал Витрувий.
Гробница была воздвигнута для Мавсола в IV в до н. э. царицей Артемисией. Мавсол был жестоким невероятно богатым правителем, он вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например с похоронных обрядов.
Впервые в греческой архитектуре, а именно в архитектуре Галикарнасского Мавзолея, соединились все три знаменитых стиля - греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживали 15 дорических колонн, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолей была соблюдена строгая геометричность, сочетались массивная простота, исполненная внутренней силы. С декоративностью, легкостью форм и плавностью линий.
Галикарнасский Мавзолей - трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 м2 и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала дом четырехконная квадрига, которой правили мраморные Мавзолей Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40 - 50 метров высотой Гробницы окружали статуи львов и скачущих.
Мавзолей строили зодчие Сатир и Пифий, а скульптурная композиция была доаерена нескольким мастерам, в числе которых был великий Скопас Сохранилисьобломки, фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками -«Амазономахия». Ученые считают что это работа Скопаса или его мастерской.
Девятнадцать столетий стоял Мавзолей в Галикарнасе. Разрушение началось с того, что сначала его немного повредило землетрясение, затем гробницу царя снесли рыцари - йогонисты, построив из нее каменный монастырь-крепость.
Сегодня статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения Мавзолея хранятся в Лондонском музее. Память о Галикарнасский Мавзолей сохранилась во множестве сооружений подобного типа, которые впоследствии возводились в различных смыслах Ближнего Востока.
Колосс Родосский
Остров Родос расположен в восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады. Это один из центров эгейской культуры. Многочисленные произведения античного искусства острова Родос дошли до наших дней, одним из них является И статуя Гелиоса - Колосса Родосского.
В III в. до н. э. остров Родос подвергся нападению. Войсками командовал полководец Деметрий. Несмотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники - одолеть родосцев ему не удалось. Войска отступили, кинув на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадку для десанта -гелеополиду, которую двигали 3400 воинов. Эта гелиополида - тоже своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную финансовую выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы выкупили у родосцев массивную металлическую гелеополиду за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, островитяне возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292-280 г. до н.э. в честь успешной обороны острова.
Статуя юноши достигает в высоту 36 метров. Установленная она была на торговой площади между морем и городскими воротами, на насыпном холме высотой 7 метров, облицованном белым мрамором. Статуя Гелиоса настолько велика, что Гилиния Старшего, видевшего это поразило то, что мало кто мог обхватить руками большой палец статуи. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки была приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Чуть отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся лучей. Это было изображение бога Гелиоса - покровителя лучей. Считалось, что остров поднятый со дна моря велением этого бога.
Автором статуи был представитель Родосской школы скульптор Харес, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов, которые играли роль опор для ног статуи и покрывала. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками. Возможен сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи составлял примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величи насечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 мм.
Статуя сооружалась 12 лет. Большим было восхищение родосцев, когда строительный насыпь разобрали и они увидели бога Солнца. Слух об этом чуде света распространился быстро, но, увы, жизнь статуи оказалась достаточно короткой, она не простояла и полувека. В 224 г. до н. э. статуя была разрушена сильным землетрясением, фигура надломилась выше коленей, торс упал на землю, голова и плечи уперлись в холм. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров, но, к сожалению, восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 г. арабский наместник продал ее предприимчивому купцу на переплавку. Колоса разрезали на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.
Фаросский маяк
В 332-331 гг. до н. э Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта - Александрию. Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, где насчитывалось чуть не 700 тысяч книг: Александрия была самым богатым городом своего времени, поэтому в ней возводилось немало замечательных сооружений, к которым относится Александрийский маяк на скалистом острове Форос близ дельты Нила.
Строительство и использование маяков началось с развитием мореплавания. Сначала маяки не имели ничего общего с современными сооружениями; в непогоду на высоких берегах разводились большие костры. Значительно позже люди начали возводить искусственные сооружения. Одним из семи чудес древнего мира является Александрийский, или Фаросский маяк, который светится, сооруженный в 283 г. до н. э. Строительство этого гиганта заняло всего 5 лет, что является само собой показательным.
Основным строительным материалом для маяка послужили известняк, мрамор Игранит. Маяк состоял из трех башен, поставленных друг на друга. Высота маяка по одним данным была 120 м, по другим - 130-140, по некоторым современными публикациями - 180 м.
Основа нижней башни была квадратной, с длиной стороны 30,5 м. Нижняя башня высотой 60 м была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 м, облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь - круглая, с баней, установленной на гранитных колоннах, была увенчана огромной (8 м) бронзовой статуей покровителя морей Посейдона.
На верхушке башни в объемной бронзовой чаше постоянно тлел древесный углей, при помощи сложной системы зеркал отблеск углей отражался на 100 миль, указывая местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестницы. Широким и пологим пандусом на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. Шахтой доставляли горючее для маяка.
Кроме своей основной функции маяк служил прекрасным наблюдательным пунктом. Система металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появятся у берега. Здесь также были флюгер, часы и астрономические приборы.
Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим размерам и сложной отражательной системе был единственным сооружением такого типа. Простоял он 1500 лет, являясь светочем. Маяк дважды страдал от землетрясений, его восстанавливали, но все равно крепкие морские ветры окончательно разрушили старые стены. Позже на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. Каменные остатки «чуда света» были встроены в Кайт-Бей, где находятся и поныне. Название острова превратилось в символ: слово «Форос» стало означать «маяк», отсюда образовалось и современное слово «фара».
В 1961 г. во время исследования прибрежных вод аквалангистами были найдены статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 г. международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка.
Источник:
Внимание! При копировании или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на faceaworld.com обязательна. Использование материалов в печатных либо других информационных носителях возможно только при наличии ссылки на первоисточник! Ознакомьтесь с условиями использования материалов.